Религии

...Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась...


РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.


Наверное, каждый атеист в своё время задавался вопросом: почему, несмотря на явную иррациональность и необоснованность религиозных взглядов на мир они до сих пор живут и пользуются популярностью, причём вовсе не только у людей невежественных, но и вполне интеллектуальных, которые должны были бы понимать эту иррациональность и необоснованность?

Почему в голове у современного человека могут уживаться научные взгляды, иногда самые передовые, и совершенно иррациональные, алогичные?

 

Каковы элементы религии? Как они возникли и имеют ли в своем арсенале хоть какие-нибудь реальные обоснования? Рассмотрим элементы религиозного культа и их происхождение. (эти элементы составляют основу практически любой религий)

 

 Несмотря на то, что воззрения, стоящие за неверием и атеизмом, разнообразны, можно попытаться выделить несколько основных убеждений, несовместимых или плохо совместимых с религиозностью.

Религии – это не только вера в Бога, это не только ответы на мировоззренческие вопросы, это некая организация жизни людей – обряды, традиции, праздники. Религиозная вера стала неким видом национального патриотизма, за который верующий человек готов исступленно сражаться, а порой и погибнуть. В диаспоре религия сохраняет жизнь национальной общины. Так было и есть у евреев, которых оберегает Тора, русских за рубежами России сохраняет Православие, мусульманам вне мусульманских стран помогает Ислам...

Подкатегории

христианство

Христианство - узаконенное рабство.

"Язычество" (от церк.-слав. языцы — народы, иноземцы)- обозначение нехристианских, в широком смысле — политеистических религий (см. Политеизм, Теизм) в литературе христианских народов. Боги Я. олицетворяли стихии природы: древнегреческий Зевс, индийский Индра, кельтский Таранас, скандинавский Тор, балтийский Перкунас, славянский Перун — громовержцы, боги неба; древнегреческий Гелиос, египетский Ра, славянский Дажбог — боги солнца; древнегреческий Нептун, индийский Варуна — боги вод и т. п. Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников — Нимфы, Дриады, Леший, Водяной и т. п. Суть языческих культов — магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биологической и хозяйственной жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому «календарные» с.-х. праздники включали также «семейные» торжества — свадебные обряды, пиршества и т. п. Языческие (античные и др.) культы сменялись т. н. мировыми религиями (см. Христианство, Ислам, Буддизм). Родоплеменные культы не удовлетворяли идеологии развитого классового общества. В Киевской Руси (См. Киевская Русь) попытка князя Владимира Святославича (См. Владимир Святославич) создать общегосударственный языческий пантеон (980) не удалась, что привело к крещению Руси (См. Крещение Руси) в 988—989. Центрами новой религии стали города, в деревнях (по археологическим данным) языческий обряд погребения под курганами сменился христианским к 13 в. Языческие боги в народных верованиях персонифицировались христианскими святыми (Перун — Ильей Пророком, Велес, покровитель скота — Власием и т. д.), но сохранилась вера в домовых (См. Домовой), леших и т. п. Я. было вытеснено официальной религией в область народной культуры: соблюдение христианской обрядности (церковные службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с которыми боролись средневековые церковники, объявлявшие также языческими и различные формы искусства и народного творчества (См. Народное творчество). С другой стороны, церковь включила в число христианских главные языческие праздники, чтобы подчинить своему влиянию общинные культы (см., например, Масленица, Карнавал). Сложившееся т. о. «двоеверие» сохранялось до начала 20 в. Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Древняя Русь, СПБ, 1914; Пропп В. Я., Русские аграрные праздники, [Л.], 1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, «Вопросы истории», 1974, №1; Носова Г. А., Язычество в православии, М., 1975.

(БСЭ)