Новгородская СофияНи один из древних русских городов не сохранил такого количества замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII веков, как Новгород. Речь пойдет о первом каменном здании Новгорода, бесценном памятнике русской архитектуры ХI века - Софийском соборе, памятнике, занимающим видное место в истории мировой архитектуры. В 1044 году при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого, началось в Новгороде строительство стен Кремля, который назывался тогда детинцем. В 1045-1050 годах в центре детинца сооружается грандиозный каменный храм - Софийский собор . Он всего на несколько лет моложе Киевской Софии.
Расположенная на холме Новгородская София была видна издалека, она говорила купцам, плывущим по Волхову, о приближении к великому Новгороду, крупнейшему после Киева торговому центру древней Руси. Собор свидетельствовал о богатстве и величии Новгорода. Строился собор, когда в Новгороде еще была сильна власть князя. В середине ХII века собор стал главным храмом Новгородской вечевой республики. Здание его замыкало с юго-востока территорию Владычного двора-резиденцию Новгородского епископа - "владыки". Владения "Дома святой Софии" были обширны, в казне Софии скапливались огромные богатства, получаемые от эксплуатации крестьян и горожан софийских вотчин. В ризнице собора на протяжении столетий собирались чудесные изделия серебяников, вышивальщиц. Все, что создавалось в Новгороде и привозилось из заморских стран, шло в Софийский собор. Так, с XII века в ризнице собора хранились кратиры - сосуды для причастного вина,-изготовленные из позолоченного серебра, искусно украшенные чеканными изображениями святых и чернью. Они выполнены Новгородскими мастерами Братилой и Костой. В ризнице хранились одеяния священослужителей из дорогих тканей, шитые жемчугом. Существует предание, что в ризнице Софии хранилась "долбня" Ивана Грозного, которой он якобы выколачивал заговорщический дух и смирил непокорных Новгородских бояр. Библиотека Софийского собора, размещавшаяся на втором этаже, была одним из богатейших книжных сокровищ древней Руси. В ней хранились летописи, сборники законов. Здесь находился древнейший список "Русской правды". С XI века при Софийском соборе велась Новгородская летопись. Софийский собор являлся религиозным и политическим центром Новгорода. Он был свидетелем многих исторических событий. В торжественной обстановке новгородцы принимали иноземных гостей, решали важные государственные вопросы. Иногда у стен Софии собиралось вече. От стен собора уходили на боевые подвиги полки Александра Невского. Новгородская София была символом Новгорода, Новгородской земли.
Великолепный памятник древнерусского зодчества, памятник русской истории, в годы Великой Отечественной Войны был варварски разрушен и разграблен фашистскими захватчиками. Установлено, что ограблением Софийского Собора непосредственно руководил командир 1-ой немецкой авиаполевой дивизии генерал-майор Вильке.  Черезвычайная Государственная Комиссия установила, что ущерб, причиненный гитлеровцами Новгороду, исчисляется в сумме более 11 миллиардов рублей!  Главный иконостас Софии был найден в Германии и возвращен в 1947 году в Новгород, но в каком состоянии. Многии иконы были расколоты, пробиты осколками снарядов. Часть икон исчезла бесследно. Подверглись разрушению царское и святительское места. Полностью погибло изображение "Вседержателя" в центральном куполе Софии.
Но уже в 1945 году в Софийском Соборе начались реставрационные работы. Восстановление собора решено было сочетать с археологическими раскопками, с полным обследованием памятника русской культуры. Историко-архитектурные исследования велись научной бригадой академии архитектуры СССР под руководством профессора Н.И. Брунова. Археологические раскопки 1945-1947 годов проводились под руководством А.Л.Монгайта. В 1962-1964 годах новые раскопы в соборе производили архитекторы специально-производственной реставрационной мастерской Г.М.Штендер и Л.М.Шуляк. Исследования дали новый материал по истории здания, строительной технологии, отделки, фресковой росписи собора.
Новгородская София относится к типу пятинефных храмов, могучие столбы делят собор на пять приходов-нефров. К основному пятинефному объему с юга, запада и севера примыкают двухэтажные закрытые паперти. Южная, Мартирьевская паперть с востока завершается приделом Рождества богоматери, а северная-приделом Иоанна Богослова.  Софийский собор увенчан шестью главами, пятью в центре и одной на юго-западной стороне,над лестницей на палати храма.  Сейчас выяснено, что собор сохранил до нашего времени те архитектурные формы, которые были приданы ему в XI веке. Отличие современного вида здания от его первоначального облика невелико. В XI веке не было больших окон, которые ныне прорезают стены собора. Порталы появились в XVI веке. Свинцовая кровля XI века была заменена кровлей из листового  железа. Средний купол-маковица впервые оделся позолоченными листами в 1408 году.  До 1156 года храм снаружи не был отштукатурен. Его кладка из огромных, неправильной формы камней, скрепленных розовой цемянкой-раствором извести с прибавлением мелко истолченного кирпича-придавала постройке особую красоту и суровость. Стены собора лишены декоративных деталей. При фасаде членятся мощными выступами-лопатками. С восточной стороны собора выступают три большие и две малые апсиды. Три средние соответствуют главному алтарю диаконнику и жертвеннику, две малые-боковым приделам: Рождественскому и Иоанна Богослова. Здание храма перекрывается сводами. Одни своды округлые, другие двускатные.  Высота собора от уровня древнего пола до замка купола средней главы-36,5 метра. Древний пол был на 1,3-1,8 метра ниже пола современного. Длинна храма внутри (с севера на юг)-около 40 метров, ширина 35 метров. Толщина стен больше метра. На кресте центрального купола-свинцовый голубь. Когда-то голубь служил символом присоединения духа святого над храмом и над всеми, молящимися в нем. А затем возникла легенда-одна из многих легенд, овевающих историю Софии "Как голубь слетит с креста-тут и Новгороду конец".
Три входа-южный, западный и северный ведут в собор. Западный являлся главным. Он расположен против главного алтаря, все торжественные процессии обычно входили через него.
Магдебургские вратаЗападный вход особенно интересен бронзовыми Сигтускими (Магдебургскими) вратами. Историки полагают, что эти врата были взяты новгородцами в качестве военного трофея во время победоносного похода в Швецию в конце XII века. Отсюда их название: столица древней Швеции называлась Сигтуной. Указания на то, что врата попали в Новгород из Швеции имеются в шведских документах.  Створы Сигутских врат украшены бронзовыми пластинами с рельефными композициями на ветхозаветные и новозаветные темы. Среди фигур изображенных на вратах, фигура магдебургского епископа Вихмана и плоцкого епископа Александра.По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах. Внижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров-литейщиков, возможно причастных к созданию врат. Надписи дают их имена Риквин и Вайсмут. В центре нижней части створы-третья фигура. Над ней начертано "Мастер Авраам". В его руках молот и клещи. Специалисты полагают, что это изображение новгородского мастера, собиравшего врата в Новгороде. На западном фасаде собора, над вратами - фресковая роспись, выполненая в начале XVI века.
Интересны также врата Корсунские, ведущие в Рождественский придел собора. Эти бронзовые врата XI века византийской работы, с изображением крестов и с растительным орнаментом, по преданию дар Ярослава Мудрого новгородцам. Были в Софийском соборе врата Васильевские, названные так по имени новгородского архиепископа Василия. Изготовлялись они новгородскими мастерами. В 1570 году, после подавления боярского заговора в Новгороде, Иван Грозный вывез Васильевские врата в Александровскую слабоду под Москву.  Внутри собор также величественен, как и снаружи. При центральной нерфе, образованной мощными , кресчатами в плане столбами, с восточной стороны завершаются полуциркульными алтарными апсидами, средняя из которых украшена мозаичными плитами. В юго-западном углу основного массива здания, в прямоугольной башне расположена широкая винтовая лестница, которая ведет в верхний этаж на так называемые палати, охватывающие собор с трех сторон. На палатях и в башне находились тайники, где хранилась казна "Дома святой Софии" и Великого Новгорода. Но тайники не всегда спасали сокровища Софии. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Брячиславич неожиданно напал на Новгород, похитил из собора церковную утварь, колокола. В XVII веке шведы во главе с Делагарди грабили Новгород, похитили и ценности из собора.  Новгородская летопись свидетельствует, что Софийский собор начали расписывать внутри в XI веке. От росписи XI-XII веков до нас дошли только небольшие фрагменты.  При реставрации собора в конце прошлого века В.В.Суслов открыл сохранившуюся в ряде мест древнейшую роспись. В главном куполе было расчищено изображение Христа "Вседержателя", несколько ниже четырех архангелов и между окон центрального барабана, в простенках изображение восьми пророков. Страшному разрушению подверглась роспись собора во время фашистской оккупации. В 1941 году немецкий снаряд пробил купол, был выбит один из простенков барабана центральной главы. Из фресок в куполе сохранились изображения пророков Соломона, Даниила и нескольких других. Размеры этих фигур более двух с половиной метров. Роспись XI века сохранилась только на северной пиллстре Мартирьевской паперти. Это черезвычайно интересное изображение императора Константина и матери его Елены. Фигуры написаны плоскостно, но рисунок исполнен уверенно и свободно , цветовая гамма сдержана . Раскопы в Мартирьевской паперти, произведенные в последние годы, открыли на нижних частях стен фрагменты фресковой росписи, относящиеся к XII веку. Наиболее интересна композиция "Деисус"-сцена моления. Семь поясных фигур. В центре Христос. К нему в молитвенных позах склонились с одной стороны богоматерь, архангел Михаил, апостол Петр, с другой-Иоанн Предтеча. Изображение архангела Гавриила и апостола Павла не сохранились, фигура Иоанна Предтечи сохранилась наполовину.  Фреска "Деисус" была заложена кирпичной стенкой склепа в XVII ве ке. В раскопе Мартирьевской паперти , в строительном мусоре было  собрано множество сбитых фрагментов фресок. Среди них и кусочки фресок на розовой штукатурке XI века.  Рассматривая Софийский собор внутри, Вы, наверное обратили внимание на всевозможные надписи и рисунки, нацарапанные во многих местах на стенах собора. Это граффити-древние начертания, способные многое рассказать о посетителях Софии. Особенно много граффити в Новгороде, Киеве. Иной раз такие надписи делались на предметах домашнего обихода, сосудах. Они передают черты быта и языка их авторов. Граффити расположены в основном на нижних частях стен и в лестничной башне собора, разумеется на уровне человеческого роста. Время их появления XI-XIV века. Содержание самое разнообразное. Встречаются граффити о событиях политической и церковной жизни собора и Новгорода, молитвенные изображения, изображение людей, зверей, птиц. Особый интерес представляют записи, донесшие до нас вольнодумные мысли их неизвестных авторов. Некий новгородец, соскучившись во время не очень увлекательной проповеди, наблюдая "скуки ради" за собратом, написал на стене "Якиме стоял успе, а лба о камень на растепе.".  Замечательными украшениями собора являлись ее мозаики, сложенные из кусочков смальты-разноцветного непрозрачного стекла. Кусочки мозаики вдавливались в сырую известковую плиту. А предварительно по штукатурке делался эскиз красками. Первые мозаики в Софийском соборе появились в XI веке. Ими было украшено в алтаре "чернее место". Позднее при поднятии пола соответственно подняли и мозаичные украшения. Мозаичными плитами были выложены полы алтаря, центрального нерфа и алтаря Рождественского придела. Первые иконы во вновь отстроенный Софийский собор, по преданию, были привезены из Византии:"Спас на престоле", "Петр и Павел". Позднее эти иконы заняли место в первом(местном), наиболее чтимом ряду иконостаса. Иконостас отделял алтарь-"святая святых"- от всех молящихся. Первое летописное упоминание о Софийском иконостасе относится к XIV веку-оно связано с пожаром в Софии. К XVI веку главный иконостас Софии насчитывал уже около семидесяти икон. Он имел 10 метров в высоту и около 17 метров в ширину. Среди икон Софийского иконостаса есть шедевры древнерусской живописи. Не все иконы Софийского собора анонимны. Большинство икон Софии было украшено серебряными окладами филигранной работы. На всемирно известной иконе XI века"Петр и Павел" сохранился оклад замечательной чеканной работы новгородских мастеров XII века. На некоторых новгородских иконах предметом украшения был сам Софийский собор. И они обретают для нас особую историческую ценность. София изображена на иконе XV века "Битва новгородцев с суздальцами". Пышность и величие собору предавали и дорогие светильники-паникадила, лампады. Замечательно по величине, древности и художественной отделке большое бронзовое паникадило, помещавшееся против царских врат главного алтаря. Оно состояло из четырех сужающихся к верху ярусов и было украшено наверху двухглавым медным орлом. Это паникадило подарил в 1600 году Борис Годунов. Оно весило около четырех тонн. В Софийском соборе находилось святительское и царское моленные места. Святительское место было изготовлено для собора в 1560 году, а царское место Иван Грозный приказал сделать во время похода в Новгород в 1572 году. Моленные места представляют собой великолепные по работе декоративные сооружения, сплошь покрытые резьбой. Резьба в виде вьющихся стеблей, переходящих в листья, цветы, покрыты позолотой. Царское место увенчалось крестом и голубем, святительское-крестом. Службы в Софийском соборе отличались пышностью, богатством. Для утверждения христианства священники пользовались всеми средствами. "Холдейская пещь" хранилась в Софийском соборе. Она состояла из двенадцати столбов на круглом основании. Между столбами помещались разные человеческие фигуры с поднятыми кверху руками. Они как бы поддерживали верхний круг "пещи". Уже с XI века Софийский собор использовался как место захоронений. За восемь столетий существования Софии здесь было погребено около 50 человек. В соборе похоронены князья Владимир Ярославич и Мстислав Храбрый, новгородские "владыки"-епископы. В их числе первый епископ Новгорода Иоаким Корсунянин, второй епископ-Лука. Здесь же могила Феофана Прокоповича, известного церковного деятеля и писателя. С 1724 по 1736 год он был архиепископом Новгородским. Представляет интерес гробница ладьевидной формы, высеченная из целого куска белого камня. В гробнице оказался скелет мужчины. Это погребение сохранило останки архиепископа Василия, "в миру" звавшегося Григорием Каликой. По его приказу для Софии были изготовлены золоченые врата.  В Софийском соборе в настоящее время завершаются работы по его реставрации. Вновь заняли свое прежнее место царское и патриаршее моленные места. 
ЗвонницаСтройно высится у крепостной стены Софийская звонница. Ныне существующая пятипролетная звонница появилась в конце XV-начале XVI века. Двухэтажный домик с южной стороны звонницы пристроен в XVII веке. Ныне колокола находятся внизу на постаменте. Один из них, весом 80 пудов, отлит в 2589 году для Новгорода по заказу Бориса Годунова. Второй весом 200 пудов , отлит в 1599 году для Хутынского монастыря псковскими мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым. Самый большой колокол - в него звонили по праздникам - весом 1614 пудов, отлит мастером Ермолаем Васильевым в кремле в 1659 году.  В годы войны (1941 года) два колокола были закопаны в землю. Другие погружены на баржу для эвакуации, но баржа затонула. После освобождения Новгорода затонувшие колокола были подняты и заняли свое место у звонницы. 
Новгородская София является одним из самых выдающихся произведений русской архитектуры и относится к числу лучших созданий зодчества всех времен и народов. Замечательная архитектурная композиция Софии составляет ее главную ценность. Предельная простота и лаконичность форм сочетаются в ней с величественной монументальностью и с удивительной гармоничностью отношений. Глубоко созвучная окружающей природе, Новгородская София проникнута непосредственностью и теплотой живого чувства архитектурной формы, столь характерными для древнерусского архитектора и, в особенности, для новгородского зодчего. В ней умело сочетаются симметрия и асимметрия, строгая сдержанность и живописная свобода, замкнутая сила и открытый характер, что составляет одну из отличительных сторон не только древнерусской архитектуры, но и самой древнерусской жизни. Значение Софии в Новгороде состоит также в том, что она является одним из древнейших сохранившихся памятников русского зодчества, проливающих яркий свет на вопрос о происхождении и о первых шагах русского каменного зодчества. Она является древнейшим сохранившимся памятником архитектуры средней и северной Руси, что еще больше повышает ее значение. Наконец, историко-архитектурное значение Новгородской Софии связано также с тем, что она является одним из главных представителей замечательной группы русских зданий XI века, выстроенных в архитектурном типе пятинефных крестово-купольных церквей. К этому типу, не встречающемуся в русской архитектуре за пределами XI века, относятся еще София в Киеве, София в Полоцке и церкви Ирины и Георгия в Киеве. Среди всех этих пятинефных соборов хорошо сохранились только Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

Стоит на берегу Волхова древний и вечно молодой город - Господин Великий Новгород . А в центре его кремля по прежнему высится величавый Софийский собор-прекрасный памятник русской архитектуры и истории.

Ю.И. Никитина