Разум и вера стоят на противоположных сторонах человеческого сознания. Тогда как разум является инструментом изучения и познания объективно существующей реальности, вера представляет собой набор воображаемых представлений, не требующих их проверки и критического анализа.

Кардинальное противопоставление знания вере можно выразить в следующей формулировке: "Знание только тогда является знанием, когда оно основано на объективных доказательствах, очевидных и проверенных и проверяемых фактах, а не на субъективном мнении и желаниях. Вера напротив основана на субъективном мнении и желаниях, объект веры не требует проверки и доказательств, так как требование доказательств - это сомнение в предмете веры, а сомнение говорит о неверии. Вера во что-либо исключает сомнение в нём. Знание же напротив построено на сомнении, проверке и убедительных объективных доказательствах."

Следует заметить, что, например, учёные не верят в научные теории и результаты своих экспериментов, а лишь предполагают верность своих расчётов и предположений, основываясь на ранее полученных ими знаниях. В этом состоит существенное отличие научного предвидения (предположения) и религиозной веры (верования). Таким образом, научное мировоззрение не содержит в себе веру как безусловное верование, а напротив все предположения подвергает сомнению, проверке и требует их доказательства (что противоречит вере). Религия же основана на безусловной (не требующей условий и доказательств) вере в бога и содержит в себе именно слепое верование, а не обоснованные предположения.

В этом состоит существенное различие научного познания и религиозной убеждённости, именуемой иногда религиозным "знанием". Наука знанием обладает, так как наука изучает и познаёт окружающий мир, описывает объективные факты. Вера же окружающий мир не изучает, объективные факты не описывает, вера игнорирует окружающую действительность, лишь используя некоторые её элементы для постулирования религиозных догм и убеждений (например, использование образов природных явлений для изображения божественных знамений). 

Познание - это приобретение знания, выражающееся в постижении закономерностей объективной реальности. Процесс отражения и воспроизведения объективной действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективно по содержанию, экзотерично (общедоступно для понимания, предназначено для всех). 

Вера - понятие противоположное знанию, и напрасно религиозные деятели и адепты различных религий пытаются отождествить понятия веры и знания. Вера является лишь безосновательной убеждённостью, стоящей на одном уровне со слепым угадыванием. У веры (в отличии от научного предвидения) нет никаких оснований, она существует лишь потому, что объект её кажется возможным лишь в силу того, что его сложно опровергнуть, что в свою очередь является следствием иллюзорности (выдуманности) этого объекта. 

Познание основано на сомнении в истинности утверждения (объекта знания), на проверке его истинности и на доказательствах такой истины. Без достаточной обоснованности познание может оказаться недостаточным, а знания могут оказаться заблуждениями. Именно поэтому научное знание требует достаточной обоснованности, твёрдости доказательств, проверяемости истинности.

Вера в бога, напротив, исключает сомнение в утверждении (объекте веры). Вместе с тем вера не имеет и не требует доказательств истинности утверждения. Объект веры лишь объявляется истиным и достоверным, но не проверяется и не доказывается. Более того, его попросту невозможно доказать в виду его иллюзорности, отсутствия каких-либо объективных проявлений или логических обоснований. 

Вера по сути своей является воображением, принимающем желаемое за действительное. Это можно говорить и о вере в научно-фантастических пришельцев-трансформеров, и о вере в сказочных русалок и фей, и о вере мифического бога. Бог, как русалки и инопланетяне-трансформеры, является лишь плодом воображения, фантазии.

Вера - как верование в бога, религия - представляет собой воображение, фантазию, основанную на мечтах и желаниях. Но религиозная вера основана уже не на незнании и предположении о возможном существовании души и бога, а на игнорировании объективных знаний, фактов, научных истин. Вера в бога - это принятие иллюзорного желаемого за действительное. Однако, когда желаемое не соответствует действительности (когда доказана необоснованность и ложность религиозного утверждения (объекта веры)), а воображаемое продолжает приниматься за действительное, - это является заблуждением, самообманом. 

Заблуждение - неадекватное отражение действительности, обусловленное недостаточностью объективного знания, а также абсолютизацией взглядов, приемов, подходов. 3аблуждение - это непреднамеренное искажение действительности (субъективно заблуждающийся верит, что постиг истину). Иначе говоря, заблуждение - это вера в истинность того, что является ложным, или вера в то, чего нет. Грубо говоря, заблуждение основывается на невежестве (не ведении, не знании).

Заблуждениями являются практически все религиозные представления и догматы. Религиозные представления опровергнуты (признаны ложными, доказана их ошибочность) научными знаниями, исследованиями, объективными фактами. 

Например, религиозный догмат о душе, о вечности души: известно что само представление о вечности души уходит корнями в глубокую древность и основывается на незнании древними народами физиологии и нейрологии. У древних бытовало мнение о том, что живых существ отличает от мёртвых и от неживой природы наличие души (жизненной силы, приводящей в движение и наделяющей всё живое сознанием). С развитием науки и знаний о физиологии и нейрологии стало известно, что представления о душе - заблуждение древних. Сегодня наукой доказано, что сознание порождается мозгом, развивается вместе с мозгом, хранится мозгом (центральной нервной системой), что сознание целиком и полностью основано на формирующихся в мозгу нервных связях, на сложных нейро-физиологических процессах, что сознание не существует вне мозга, вне физического организма. Наукой доказано, что души не существует. 

Но если древние верили в наличие души лишь в силу незнания ими физиологии, то современные люди верят в наличие души исключительно в силу заблуждений, принимая желаемое за действительное, игнорируя объективные научные знания. Иначе говоря, вера в наличии души является устойчивым заблуждением, не имеющим ничего общего с действительностью и здравым смыслом.

Точно также является устойчивым заблуждением вера в бога. Историками и археологами, учёными и философами доказано, что бог является не более чем персонажем древних сказаний (мифов, легенд, сказок). Все сказания о боге признаны наукой мифологичными, научно необоснованными, исторически неверными, не повествующими о действительности. Наукой доказано, что само возникновение понятия бога или божественной сущности связано всё с тем же незнанием древними законов природы, с их недостатком знаний, невежеством.

В основе появления веры в бога лежат два аспекта: спонтанность веры в бога как результат веры невежественных древних народов в высшую сущность, объяснявшую различные непонятные явления природы, и умышленность фантазирования бога, как мифической сущности препятствующей злым умыслам людей (ведь, злые дела совершаются в тайне, но если человек будет верить, что всевидящий бог видит тайное, то это воспрепятствует его тайным злым умыслам и делам). 

В результате исследований и на основе знаний о мифологии, знаний о психике, о воображении и об окружающей действительности наука с уверенностью констатирует: бог являлся и является лишь воображаемым, и нисколько не реальным. И вера в бога - является заблуждением противоречащим как объективным научным фактам так и здравому смыслу. А отсутствие здравого смысла - более чем весомая причина для отвержения веры в бога.

Разумный человек не верит ни во что, он либо знает, либо изучает и познаёт. Разумный человек не станет принимать желаемое за действительное, игнорируя объективные доказательства нереальности желаемого. Разум силен сомнениями, неверием и достоверными знаниями, а вера сильна лишь невежеством и заблуждениями. Где есть разум и знания - нет места вере.